МБОУ "Лицей №122"
г. Барнаул
  • Из опыта работы. Диагностика. Этапы подготовки

    Автор: Зеленцов И.А.
    Диагностические работы давно уже стали для учителей привычным делом, наряду с такими испытаниями как ОГЭ и ЕГЭ. Но подготовка к ним не должна быть рядовой, здесь нужен особый подход и взгляд.
    Из опыта работы. Диагностика. Этапы подготовки.
            Диагностические работы давно уже стали для учителей привычным делом, наряду с такими испытаниями как ОГЭ и ЕГЭ. Но подготовка к ним не должна быть рядовой, здесь нужен особый подход и взгляд.
            С чего я рекомендую начать работу над подготовкой к любому виду диагностик, так это с психологического настроя обучающихся. Категорически нельзя запугивать детей работой, говорить им о том, что эта работа повлияет на их итоговые отметки и так далее. Трясущийся ребенок никогда не выполнит работу на 100%, даже если у него «отлично» по предмету. Я говорю своим ученикам, что это «серьезная глубокая работа, которая покажет наши слабые и сильные места, а значит, поможет нам стать лучше».
            Следующий этап-это самодиагностика учителя. Напрасно полагаться на собственный опыт и знания-подводные камни видны только тому, кто ныряет. А значит, необходимо самому предварительно изучить поэлементно написать данную диагностику, чтобы увидеть со стороны все трудности и нюансы работы. Очень важно встать на место ребенка: пропуская данный этап и пользуясь ответами, мы не видим общей структуры работы.
            Далее я предлагаю решить один из вариантов работы всем вместе. Можно вывести работу на доску и познакомиться с заданиями по очереди. На этом этапе очень важно вовлечь весь класс в работу, чтобы не было ситуации, когда трое решают и отвечают, остальные отсиживаются.
    При разборе заданий вспоминаем правила (если речь идет о предметных диагностиках). Важно повторить все исключения или возможные особые случаи, когда есть вариативность. Как правило, именно на этом и спотыкается обучающийся. Если ученик отвечает верно, то мы объясняем, почему это верно, то есть создаем алгоритм решения. Необходимо выявлять закономерности, и тогда будет совсем несложно найти правильный ответ. Мы знаем, в классе всегда найдутся те, кто не понял, но промолчал.
             Следующий шаг можно назвать «слушаем друг друга». Здесь уже решаем задачи по алгоритму все вместе, слушая друг друга. Нам необходимо включить обучающихся в процесс анализа собственной работы на каждом этапе. Естественно, это невозможно сделать без критериев оценки познавательной деятельности и ее результатов. Главная задача заключается в том, чтобы ребенок мог объективно оценить свою работу.
            На следующей ступени подготовки необходимо провести тренировочную работу, которая поможет выявить западающие темы. На основании этой информации, мы выбираем формы и приемы решения проблем. Для всего класса создаются типовые задания по трудным темам, с дальнейшей проработкой на уроке. Для некоторых ребят, возможно, понадобится индивидуальный план работы, который может включать в себя, в том числе, и внеурочную деятельность.
    Безусловно, во время подготовки мы пользуемся большим количеством теоретического материала, а также практическими работами. Но в 21 веке нельзя упускать в своей работе и возможности ИКТ: цифровые образовательные ресурсы. Интернет-ресурсы, интерактивные тренажёры – все это помогает усвоить и освоить материал, вовлечь в учебный процесс. Мы можем выполнять тренировочные и диагностические работы в домашних условиях в режиме онлайн, что позволяет подготовиться к работе даже тем, кто отсутствовал на уроке.
             Системная подготовка учащихся невозможна без постоянной целенаправленной работы над каждым заданием. А для этого необходимо упорно и на совесть трудится, тогда положительный результат не заставит себя ждать.  
                                                                                                                                                                                   Игорь Александрович Зеленцов,
                                                                                                                                                                                   учитель русского языка и литературы, директор МБОУ «Лицей №122»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie