Трудно представить, что режиссер театра «забыл» о зрителе и не подумал о том, как сделать соучастником происходящего.
Нет такого актера, который бы учился играть на сцене или в кино, только лишь читая и слушая о том, как это делают другие.
Актер учится, действуя сам.
Главная особенность театра – это максимальное включение всех и каждого в процесс театрального действия. Театральные специалисты давно заметили: когда обучающиеся постигают азы актерского мастерства, они осваивают множество вещей, полезных в жизни далеко за пределами сцены. Они преодолевают психологические барьеры, у них повышается мотивация в познании мира, они учатся воспринимать художественные образы искусства, развивают коммуникативные способности.
Так почему бы не использ0овать инструментарий, разработанный для подготовки актеров, чтобы решать сложные педагогические задачи в школе?
Театральная педагогика - это направление, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.
Это взгляд на процесс образования как на драматическое действо, которое увлекает обучающихся на эмоциональном уровне. Театральная педагогика вводит в обычную школу те приемы системы Станиславского, которые отрабатываются на актерско-режиссерских тренингах:
- игра – моделирование, создание и исследование воображаемой реальности;
- ролевая игра;
- модель сочетания индивидуального и коллективного творчества;
- модель развертывания процесса от замысла до реализации;
- взаимодействие замыслов (или версий) и рождение на их основе нового;
- рассмотрение замысла с разных сторон изучения одного явления сквозь призму различных учебных предметов;
- актуализация незнакомого.
Такие приемы позволяют красиво говорить, завладеть вниманием окружающих, чувствовать динамику происходящего в классе. Помогают активизировать пассивных ребят и справиться с излишней энергией активных. Понимание того, как по-разному можно использовать пространство в классе (расставить парты в круг или продумать урок, чтобы дети перемещались группами из угла в угол), тоже связано с театральной практикой, в которой есть понятие мизансцены.
Как вы заходите в класс? Как вы считаете, перекличка по журналу – лучший способ заинтересовать учеников на следующие 40 минут? Как вы завершаете занятие? Актуально ли для учеников то, о чем вы говорите, успевают ли они за урок сделать открытие, значимое лично для них?
Театральная педагогика не является «волшебной палочкой», которая одним взмахом решит все проблемы: нашел «точку удивления» на уроке – и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Но системное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьные уроки в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.
И.А. Зеленцов, директор МБОУ «Лицей № 122»
Г. Барнаул